Диагнозы

Плачет на занятиях

Да, бывает такое, что ребёнок с проблемами в развитии (не говорит, не понимает обращённую речь, возможно у него есть РАС) плачет на занятии. Это бывает часто. И главная причина: УХОД от не желаемого действия.

Ребёнку 2-3 года, мало посещает общественные места, в детский сад не ходит, гуляет только с родителями, со сверстниками не играет. Такому ребёнку в новом месте, и где предъявляют требования (а на занятиях они всегда есть, иначе обучение не происходит (возьми игрушку – тоже требование)) всегда тяжело. Ребёнок плачет, не потому что ему больно, а потому что он не знает, как по другому выразить своё желание (помните, что говорить он не может). Поэтому, приходится плакать.

Хочет кушать – плачет, не хочет кушать – плачет, не хочет играть – плачет, хочет играть – плачет, не хочет сидеть у мамы на коленях – плачет, не хочет спать – плачет. Родители на плач реагируют как на боль, а ребёнку не больно – ОН ДОБИЛСЯ СВОЕГО (дали шоколад, включили мультики, выпустили из-за стола) и теперь знает, что только так нужно «разговаривать», так его понимают. Он вас приучил к своему «языку».

Что делать?

Самое сложное – это научиться родителям НЕ реагировать на плач. Вы знаете, что ребёнку ни чего не угрожает, его ни кто не обижает, он не голоден, ему не холодно, нет температуры, и всё хорошо, но плачет. Плач – это просто ПРИВЛЕЧЕНИЕ Вашего ВНИМАНИЯ, плач – это «мама, я хочу…,»  или «мама я не хочу …». Как только ВЫ перестанете реагировать на такой плач, вы заметите, как всё меняется вокруг, а главное РЕБЁНОК. Самое сложное отвыкнуть успокаивать и жалеть. Ребёнок с ОВЗ так «говорит». Научите его по-другому. Как это делать, мы говорим на консультациях и много-много на занятиях.  

Как вы можете помочь:  присоединитесь к игре с педагогом. Расскажите особенности ребёнка. Принесите свои игрушки, которые любит ребёнок. Педагог придумает с ними задания и вовлечёт ребёнка. Ваша задача подхватить игру и продолжить вместе с ребёнком. ВЫ связующее звено между ребёнком и педагогом. Вы заинтересованы в развитии ребёнка, помогите ему адаптироваться. Чем больше педагог будет знать о ребёнке, тем проще будет замотивировать в игру.

Вы должны показать ребёнку, что педагог не опасен, поэтому не удерживайте ребёнка в объятиях, не реагируйте на плач («просьба» уйти), не жалейте не понятно за что.

Часто бывает, что мама начинает жалеть ребёнка на занятии, спрашиваем «за что жалеете?» а мама не знает ответа, т.к. просто ПРИВЫКЛА это делать.

Дайте ребёнку время. Может пройти пять или больше занятий (зависит от сложности нарушений, воспитания и привычек в семье) чтобы ребёнок адаптировался.

В моей практике много случаев, когда моя работа с ребёнком начиналась по разные стороны кабинета. Когда мама терпеливо (потому что устала от поведения ребёнка и была заинтересована в адаптации) выполняла ВСЕ мои просьбы. Самая главная просьба: не обращать внимание на плачь. Это ОЧЕНЬ тяжело маме, знаю. Но как только мама (папа) отпускала ситуацию, завлекалась игрой вместе с педагогом, у ребёнка проходил страх и он постепенно входил в игру со взрослыми. Поверьте – спокойная в душе и уверенная внутри мама – это 90% успешной адаптации. И занятия будут проходить без плача и динамика пойдёт быстрее.

Мугрузина Светлана Николаевна, руководитель КРЦ "Лео".

Асфиксия и родовая травма

Ведущее место в перинатальной патологии нервной системы занимают асфиксия и родовая травма. 

Возникновению внутричерепной родовой травмы и асфиксии (кислородного голодания плода в момент родов) способствует (помогает) нарушение внутриутробного развития плода. Родовая травма и асфиксия усугубляет нарушения развития мозга плода, возникшая внутриутробно. 

Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлиянием и ГИБЕЛИ нервных клеток. Внутричерепные кровоизлияния могут захватывать и речевые зоны коры головного мозга, что влечет за собой различные нарушения речи коркового генеза (АЛАЛИЯ).

У недоношенных детей внутричерепные кровоизлияния возникают наиболее легко в результате слабости их сосудистых стенок. 

При локализации поражения мозга в области структур, обеспечивающих речедвигательный механизм речи, возникают преимущественные нарушение звукопроизносительной её стороны - ДИЗАРТРИИ.

Перинатальная патология может быть обусловлена заболеваниями матери во время беременности, инфекциями, интоксикациями, токсикозами беременности,  а также многообразной акушерской патологией (узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода и др).

Большое значение имеют акушерские манипуляции, которые могут повредить нервную систему плода.

Независимо от количества баллов по Апгар (обычно имеют высокую оценку, а нарушение налицо), имея в анамнезе вышеперечисленное, нужно обратить особое внимание на нервную систему ребёнка. 

При своевременном и правильном подходе можно вовремя запустить компенсаторные возможности организма и не довести до сложных комплексных нарушений в развитии ребёнка.

Вывод: РЕБЁНОК с перинатальной патологией ДОЛЖЕН наблюдаться У НЕВРОЛОГА и не просто наблюдаться, а ПРОХОДИТЬ ЛЕЧЕНИЕ (читать заглавные буквы).

Подумайте, как такое маленькое тельце с повреждённым мозгом может само себя вытянуть? Ну мы же не в каменном веке живём. Все понимаем последствия. 

Автор статьи: Мугрузина Светлана Николаевна, руководитель КРЦ "Лео"

Алалия
Алалия
Алалия, это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка.

При алалии происходит запаздывание созревания нервных клеток в определённых областях коры головного мозга. Нервные клетки прекращают своё развитие, оставаясь на молодой незрелой стадии - нейробластов. Это недоразвитие мозга может быть врождённым или рано приобретённым в доречевом периоде - органические повреждения мозга при алалии имели место в пренатальном (внутриутробном) или раннем постнатальном (послеродовом) периоде. 

Условно доречевым периодом считаются первые три года жизни ребёнка, когда идёт интенсивное формирования клеток коры головного мозга и когда стаж пользования ребёнком речью ещё очень мал. Развитие мозговых систем, наиболее важных для речевой функции, не заканчивается во внутриутробном периоде, а продолжается после рождения ребёнка. 

Алалия - не просто временная функциональная задержка речевого развития. Весь процесс становления речи при этом нарушении проходит в условиях патологического состояния центральной нервной системы. Отдельные проявления алалии оказываются сходными с нормальным развитие ребёнка на более раннем этапе. Однако с возрастом расхождения всё увеличиваются, так как при нормальном развитии речи один этап сменяется другим более плавно и быстрее, чем при алалии. 

Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй. Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы.

Это очень кратко об алалии. Что бы вы имели представление, что это такое и понимали серьёзность ситуации. И фраза "у соседей в пять лет заговорил", решайте сами, на сколько она вам подходит, и кто вам нужен, ваш ребёнок или вы будете равняться на соседского и ни чего не делать? 
Или "мой дед тоже поздно заговорил", только он жил в какое время и где? И давайте не будет равняться на плохие примеры. 

Что делать? Первое, это лечение у проверенного невролога, второе - занятия у хорошего дефектолога. И по отдельности эти специалисты не справятся. 

Лечение гомеопатией, магическими средствами, примочками и прочей нетрадиционной медициной, вы конечно можете продолжать, но вернитесь к началу статьи, и вспомните, что алалия - это запаздывание созревания нервных клеток. 

Алалию лечит врач. Запускает речь - дефектолог. При интенсивном подходе (лечение и регулярные занятия) выход из алалии 3-4 года. 

Разговор о нарушениях речи мы будем продолжать и дальше. Принимайте верные решения.
Педагоги центра «Лео».
О дизартрии для родителей
О дизартрии для родителей

Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В лёгких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжёлых наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.

При тяжёлых поражениях ЦНС (центральной нервной системы) речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц — анартрия.

Менее выраженные формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, которые перенесли лёгкую асфиксию (удушье) или родовую травму или имеющих в анамнезе влияние других нерезко выраженных неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития или в период родов. В этих случаях лёгкие (стёртые) формы дизартрии сочетаются с другими признаками минимальной мозговой дисфункции.

Нарушение моторики у детей проявляется общей неловкостью, недостаточной координированностью движений. Они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, им сложно даются танцевальные упражнения, элементы из боевых искусств, у них с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности, в школьном возрасте отмечается плохой почерк. У детей отмечается низкая умственная работоспособность, быстрое переутомление, нарушение памяти, внимания, замедленное формирование пространственно — временных представлений, оптико-пространственного гнозиса (зрительного восприятия пространства), фонематического анализа, конструктивного праксиса.

Трудность развёрнутого высказывания может быть обусловлена не только чисто моторными затруднениями, но и нарушениями языковых операций на уровне процессов, связанных с выбором нужного слова. Ребёнок испытывает выраженные затруднения в нахождении подходящего слова.

Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев, и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикоментозным лечением.

При дизартрии требуется ранняя, длительная и систематическая логопедическая работа. Успех её в значительной степени зависит от взаимосвязи в работе логопеда и врача — невролога или психоневролога, логопеда и родителей, а при явных двигательных нарушениях — логопеда и нейропсихолога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.

 Мугрузина Светлана Николаевна.