Цыпочки у детей

          Дети, которые в 2 года ходят на носочках / на цыпочках "от радости или на эмоциях" (по мнению родителей и, не дай Бог, педиатров и неврологов), потом приходят к нам со сложными неврологическими проблемами в 9 - 11 лет. И да, они по-прежнему ходят на носочках, но уже понятно, что это "не на эмоциях" и не потому что "изображает кого-то из мультика", а по причине стволовых дисфункций.

          Сразу поясним, что речь здесь идёт о непроизвольном неконтролируемом движении, которое ребенок не замечает за собой. (Нужно отличать это от игры и от подражания за кем-то, которое ребенок может самостоятельно начать и самостоятельно же прекратить. В том случае мы имеем дело с нормативным управлением своим телом).

         А теперь о ходьбе на носочках как о неврологическом нарушении. 

         Ствол головного мозга - это энергетический блок мозга, отвечает за тонус коры полушарий, за сознание и активное внимание, за цикл сон-бодрствование, за равновесие и координацию, за много неосознаваемых рефлекторных процессов (дыхание, сердцебиение, поддержание давления, температуры тела, тонуса мышц и т.п.). И если во время родов воздействовал какой-либо вредный фактор, то уже в младенчестве мы можем наблюдать эти "звоночки" стволовых дисфункций, потому как к моменту рождения этот блок мозга почти созрел и должен быть готов полноценно обеспечивать жизнедеятельность организма. 

          И пресловутые "цыпочки-носочки" - это не что иное, как постоянный сигнал возбуждения от ствола мозга по проводящим путям к ногам, это гипертонус нижних конечностей. И это действительно не от эмоций, а от отсутствия медикаментозной помощи нервной системе. И это не исправить только специальной ортопедической обувью, как думают некоторые, не сгладить изредка "надеваемыми парафиновыми сапожками" и не размять массажем стоп. Нет. Необходимо грамотное комплексное лечение стволовой дисфункции у невролога, которому Вы доверяете.

          И такая (нелеченная) нервная система по мере взросления ребенка начинает испытывать перегрузки. Её ресурсные возможности исчерпываются, и в ситуациях стресса (например, адаптация к саду, к школе, ответы у доски, необходимость неподвижно и молча высиживать 40 минут урока и прочие повышенные требования) нервная система начинает "задыхаться" и "взывать о помощи" в разных проявлениях. Это могут быть нарушения поведения, нарушение внимания, социальная дезадаптация, в более сложных случаях - навязчивые движения невротического характера (грызет ногти, карандаши, обкусывает губы, различные подергивания головой, шеей, задержки дыхания или начало заикания). И если с проявлениями невротизации родители в большинстве случаев обращаются к врачам (ура!), то с проблемами поведения и "испорченности характера" родители чаще идут к психологам ("Сделайте с ним что-нибудь! Я так больше не могу!").  

         Но это уже следствие, а ведь в более раннем возрасте можно и нужно было отвести ребенка к неврологу, который бы мог проследить всю эту цепочку событий на будущее и предотвратить проблему.

          Будьте внимательны к своим малышам. Присматривайтесь к ним и умейте отличить игру "ходить на носочках" от действительной проблемы. 

Статью для вас подготовили:

Дефектолог, логопед, АБА-терапевт, руководитель КРЦ "Лео" Мугрузина С.Н., 

Клинический психолог, нейропсихолог КРЦ "Лео" Щапова И.Р.