При тяжёлых поражениях ЦНС (центральной нервной системы) речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц — анартрия.
Менее выраженные формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, которые перенесли лёгкую асфиксию (удушье) или родовую травму или имеющих в анамнезе влияние других нерезко выраженных неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития или в период родов. В этих случаях лёгкие (стёртые) формы дизартрии сочетаются с другими признаками минимальной мозговой дисфункции.
Нарушение моторики у детей проявляется общей неловкостью, недостаточной координированностью движений. Они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, им сложно даются танцевальные упражнения, элементы из боевых искусств, у них с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности, в школьном возрасте отмечается плохой почерк. У детей отмечается низкая умственная работоспособность, быстрое переутомление, нарушение памяти, внимания, замедленное формирование пространственно — временных представлений, оптико-пространственного гнозиса (зрительного восприятия пространства), фонематического анализа, конструктивного праксиса.
Трудность развёрнутого высказывания может быть обусловлена не только чисто моторными затруднениями, но и нарушениями языковых операций на уровне процессов, связанных с выбором нужного слова. Ребёнок испытывает выраженные затруднения в нахождении подходящего слова.
Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев, и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикоментозным лечением.
При дизартрии требуется ранняя, длительная и систематическая логопедическая работа. Успех её в значительной степени зависит от взаимосвязи в работе логопеда и врача — невролога или психоневролога, логопеда и родителей, а при явных двигательных нарушениях — логопеда и нейропсихолога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.